МБОУ "Лицей №129" им. Сибирского батальона 27-й стрелковой дивизии
город Барнаул Алтайского края
  • Светлана Владимировна Филина: Самый классный класс

    Автор: Светлана Владимировна Филина
    «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» В.Г.Белинский
    Светлана Владимировна Филина: Самый классный класс.

    Быть классным руководителем – это значит отдать свое сердце и всю свою любовь детям. А для этого нужна колоссальная трудоспособность, умение разглядеть в каждом ребенке неповторимость, уникальность, талант, а потом «зажечь в их душах огонь познания самого себя».

    Зачем нужен классный руководитель? Какова его функция? Если посмотреть беглым взглядом, то сразу бросится в глаза «многостаночная» деятельность: заполнение журнала, проведение классных часов, контроль за посещением и успеваемостью…». Этот ряд можно бесконечно продолжать, но ведь то, что скрыто от «беглого взгляда», самое главное-особая миссия классного руководителя. Он отвечает за:

    • атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
    • создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
    • налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

    В нашем лицее свои особенности: ребята обучаются с 7 класса. Значит, приходят в том возрасте, когда они уже на переходном этапе от младших школьников к подросткам. Ребята приходят из разных школ со своими уже начинающими формироваться взглядами. И вот «рождается» новый коллектив, но это только формально. Ведь «капитан корабля» (а именно таковым я считаю классного руководителя) должен выбрать правильное направление для своего «судна», узнать, чем живет команда. 

    Я являюсь классным руководителем 9 «А» класса (профиль-физико-математический). Прошло уже почти три года с момента нашей первой встречи. Ребята все разные, каждый со своими «тонкостями», стремлениями. Сложностью являлось то, что каждый из них возлагал надежды на один из своих самых любимых предметов - математику. Но никто из них и не мог подумать, что будет трудно в «бою», ведь этот предмет в нашем лицее именно с 7 класса изучается на углубленном уровне. Вот тут-то они начали осознавать разницу между просто «нравится» предмет и «я понимаю его на самом деле». Ситуация осложнялась пандемией коронавируса COVID-19: болезнь, пропуски уроков, повышенная нервозность, страх. А ведь адаптацию в новом образовательном учреждении никто не отменял. И тут, конечно, необходимо было правильно, грамотно выстраивать отношения. Для меня, как классного руководителя, все начинается с доверия. Часто дети рассказывают то, что не сказали бы родителям. Вот и в нашем случае «здание наших доверительных отношений выстраивалось по кирпичику». В этом случае я для них стала и наставником, и психологом, и другом. 

    Вместе с тем, мне важно было в каждом увидеть задатки и попытаться их развить. На мой взгляд, очень важно научить ребят планировать свою работу, уметь ставить «ближайшие» цели и добиваться их. В этом отношении помогают, конечно, уроки. А Всероссийское олимпиадное движение помогает «разглядеть» способности учеников и развить их. В моем 9 «А» всегда много желающих участвовать в олимпиадах, поэтому желание вкупе со знаниями дают свои плоды. В классе есть ребята, которых можно назвать одаренными: Алиса Мухачева, Решетова Вероника, Тунгусов Матвей- неоднократные победители и призеры городского этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, литературе, математике, информатике. А в этом году Алиса Мухачева была приглашена на региональный этап по русскому языку. В классе много спортсменов, каждый из ребят помимо уроков, посещает учреждения дополнительного образования, где развивается в интересующем его направлении. Выбрать направление, научную область помогает, конечно, профориентация, поэтому мы часто посещаем дни открытых дверей в вузах, средне-специальных образовательных учреждениях, ребята проходят «профпробы», проходят тестирование на выявление профессиональных предпочтений.

    Для сплочения классного коллектива необходимы совместные мероприятия, мы всегда участвуем в лицейских праздниках, именно общее дело заставляет сдружиться, научиться коммуницировать, находить совместные решения. Наша традиция- в конце учебного года обязательная креативная фотосессия и мероприятие, подготовленное совместно с родителями. Неформальная обстановка позволяет ребятам раскрыться с той стороны, которую порой невозможно заметить в школе. Вот как раз это и позволило мне сразу увидеть, что в 9 «А» много ребят с очевидными актерскими данными.

    На мой взгляд, взаимоотношения классного руководителя и ребят невозможны без участия родителей, поэтому они должны быть союзниками. Ведь у нас общая цель- благо ребенка. Когда родители видят, что дети увлечены и с удовольствием ходят в школу, тогда и появляется доверие к классному руководителю. А совместные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений и талантов.

    Я уверена в том, что мы «совпали» с моим любимым 9 «А», я чувствую и понимаю их, они откликаются в мою сторону. Я рада и счастлива от того, что мои ученики «говорят» не только о своих успехах, победах, но и по-особому выражают свою благодарность, уважение. И тогда появляются такие слова: «Кто самый главный человек в школе? Классный руководитель (конечно, после директора). Уже в значении слова заложена огромная роль классного руководителя в школьной жизни детей. «Классный» - значит достойный, отличный, шикарный, высококвалифицированный, надёжный, а именно образец во всём! И при всем этом - руководитель❗❗❗ Филина Светлана Владимировна для 9 «А» именно такая классная. Ей можно поведать обо всем, она видит, понимает и принимает особенности каждого, помогает нам стать самими собой, избегать конфликтов со своим внутренним «я» и с окружающими людьми. Светлана Владимировна – тот человек, который притягивает к себе, вдохновляет, подталкивает, подсказывает, зовёт за собой! Она в ответе «за всё», что происходит у нас в школе, успевает выполнять множество дел одновременно. Благодаря ей в нашем классе создан единый дружный коллектив». Этот пост был размещен на сайте Молодежного совета Министерства образования Алтайского края Алисой Мухачевой.

    Значит, быть классным руководителем – особая миссия, призвание, это зов души и сердца, основа которого - огромная любовь к детям.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie